Традиции русского народного костюма и современность 

Народный костюм
 


На главную


Народный костюм
Традиции и современность
Театр моды



Карта сайта
Об авторах

 

 

© 2003

Web-мастер: 

@

 

 

 

 

 Костюм древней Руси     Костюм XIXв, начала XXв     Лоскутное шитье     Платки     Звучащая одежда
Народный костюм нашего края

Звучащая одежда
Во все времена одежда не только защищала, согревала и украшала человека, но и ,как выясняется, по особому "озвучивала" его жизнь и быт. У каждого времени была своя "мелодия костюма". Историки, этнографы, художники, поэты, артисты - каждый по- своему доносят до нас звуки одежд дальних и ближних эпох.
У народностей Поволжья - чувашей, мордвы - принято было не только носить монисты на шее, но и нашивать монеты на одежду, головные уборы и даже на обувь. Костюм украшался широким поясом из конского волоса или нитей - с нанизанными на них стеклярусом, бисером, пайетками, монетами. Все это шумело, звенело и пело при ходьбе.
В хороводах девушки "чёботами приколачивали", а парни щеголяли "сапогами с музыкой". "А музыка" эта говорила о достоинстве вещи: она новая, не ношенная - а следовательно, и о богатстве владельца. Действительно, скрипел, только хороший материал. Например, подметки из прочной "соковой" кожи. Такой "скрип", конечно, не каждому был по карману. Находчивые сапожники ставили в сапоги стельки из липового луба - они издавали громкий "престижный скрип".

В русской народной одежде были свои звучащие элементы. Так, длинные нити, унизанные жемчугом, бисером, битым перламутром ( поднизи), спускавшиеся с очелья головных уборов, олицетворяли падающий дождь. При движении девушки эти тяжелые "струйки", касаясь друг друга, издавали мелодичный шелест, напоминающий шум падающих капель. Эта старинная метафора, выраженная средствами костюма, вполне смыкается с современной одеждой, например, у Ю.Олеша читаем "Пришла женщина в платье, шелестящем как весенний дождь". В некоторых обрядах девушке полагалось ходить "воробьиным шагом", чтобы у нее "башмачки разговаривали", "топотали"!
Звуковой стороной костюма увлекались не только простые люди. "Средь шумного бала" в XIX веке можно было встретить и шуршащую шелками красавицу, и звенящего шпорами улана, и восторженного корнета, цокающего каблучками.
Похрустывание накрахмаленного белья - манишек, манжет - считалось признаком хорошего тона. Оно говорило о свежести, чистоте, "комильфотности". На дамах "звенели, спадая, запястья", можно было с радостным шумом раскрыть или нервически захлопнуть веер, уронить его со стуком (как это было нужно!)
У мужчин звенели цепочки, брелоки, "брегет звонил обед" - звук торжествовал.
А как обыгрывался звон шпор военными. Шпоры подчеркивали молодцеватость походки, изящество жеста, вежливость, внимание, восторг. Расшаркаться, извиниться, откланяться - все это помогали делать шпоры. Они звенели - и в мазурках, вальсах и полонезах! Их длина регламентировалась - и, конечно, нарушалась (как и право ношения) во имя моды.
Искусство вольно или невольно отразило "звуковой пласт" в истории моды. Женщина у Блока шелестит "платьем длинным", у Чехова - скрывается по-женски шурша платьем…"
Как знать, может быть одежда будущего подарит нам еще немало новых, пока неведомых напевов.

Д. Глаголев. Из истории моды. Журнал мод. Рисунки А.Бариновой.

 Костюм древней Руси     Костюм XIXв, начала XXв     Лоскутное шитье     Платки     Звучащая одежда
Народный костюм нашего края

       Создателями сайта являются учащиеся, учителя информатики, руководитель театра  моды школы №12 г.Сарова
   

 
Hosted by uCoz