Во все
времена одежда не только защищала, согревала и украшала человека,
но и ,как выясняется, по особому "озвучивала" его
жизнь и быт. У каждого времени была своя "мелодия костюма".
Историки, этнографы, художники, поэты, артисты - каждый по-
своему доносят до нас звуки одежд дальних и ближних эпох.
У народностей Поволжья - чувашей, мордвы - принято было не только
носить монисты на шее, но и нашивать монеты на одежду, головные
уборы и даже на обувь. Костюм украшался широким поясом из конского
волоса или нитей - с нанизанными на них стеклярусом, бисером,
пайетками, монетами. Все это шумело, звенело и пело при ходьбе.
В хороводах девушки "чёботами приколачивали", а парни
щеголяли "сапогами с музыкой". "А музыка"
эта говорила о достоинстве вещи: она новая, не ношенная - а
следовательно, и о богатстве владельца. Действительно, скрипел,
только хороший материал. Например, подметки из прочной "соковой"
кожи. Такой "скрип", конечно, не каждому был по карману.
Находчивые сапожники ставили в сапоги стельки из липового луба
- они издавали громкий "престижный скрип". |
|
В русской народной одежде были
свои звучащие элементы. Так, длинные нити, унизанные жемчугом,
бисером, битым перламутром ( поднизи), спускавшиеся с очелья
головных уборов, олицетворяли падающий дождь. При движении
девушки эти тяжелые "струйки", касаясь друг друга,
издавали мелодичный шелест, напоминающий шум падающих капель.
Эта старинная метафора, выраженная средствами костюма, вполне
смыкается с современной одеждой, например, у Ю.Олеша читаем
"Пришла женщина в платье, шелестящем как весенний дождь".
В некоторых обрядах девушке полагалось ходить "воробьиным
шагом", чтобы у нее "башмачки разговаривали",
"топотали"!
Звуковой стороной костюма увлекались не только простые люди.
"Средь шумного бала" в XIX веке можно было встретить
и шуршащую шелками красавицу, и звенящего шпорами улана, и
восторженного корнета, цокающего каблучками.
Похрустывание накрахмаленного белья - манишек, манжет - считалось
признаком хорошего тона. Оно говорило о свежести, чистоте,
"комильфотности". На дамах "звенели, спадая,
запястья", можно было с радостным шумом раскрыть или
нервически захлопнуть веер, уронить его со стуком (как это
было нужно!)
У мужчин звенели цепочки, брелоки, "брегет звонил обед"
- звук торжествовал.
А как обыгрывался звон шпор военными. Шпоры подчеркивали молодцеватость
походки, изящество жеста, вежливость, внимание, восторг. Расшаркаться,
извиниться, откланяться - все это помогали делать шпоры. Они
звенели - и в мазурках, вальсах и полонезах! Их длина регламентировалась
- и, конечно, нарушалась (как и право ношения) во имя моды.
Искусство вольно или невольно отразило "звуковой пласт"
в истории моды. Женщина у Блока шелестит "платьем длинным",
у Чехова - скрывается по-женски шурша платьем…"
Как знать, может быть одежда будущего подарит нам еще немало
новых, пока неведомых напевов.
Д. Глаголев. Из истории
моды. Журнал мод. Рисунки А.Бариновой.
|